Предприятие Па́вловского авто́бусного завода служит замечательным примером того, что наша промышленность способна создавать конкурентоспособную продукцию собственными силами. Особенно это заметно на примере работы завода после 1991 года, когда предприятие сумел преодолеть экономические невзгоды 1998 и 2009 годов и при этом сохранить и укрепить лидирующие позиции на рынке автобусов в России и странах ближнего зарубежья
ПАЗ – история малого автобуса
Рынок пассажирских перевозок чрезвычайно разнообразен. Есть мегаполисы, где в первую очередь нужны машины большой вместимости, зато подавляющая часть городов и районов всегда нуждалась в средних и малых автобусах. Свою историю завод начал в 1932 году как спутник автогиганта СССР – Горьковского автозавода. Он производил слесарные инструменты и кузовную арматуру. В послевоенное время, когда страна испытывала острую нехватку транспорта, заводу поручили изготовление автобусов малой вместимости, и в 1952 году он получил свое нынешнее название – ПАЗ. С тех пор с конвейеров завода сошли следующие модели:
- Модель 651 на базе грузовика «ГАЗ-51». Эта модель производилась на предприятии «ГАЗ» и в неизменном виде была передана на Павловский завод. Вскоре кузов на деревянном каркасе стал цельнометаллическим. Агрегат капотной компоновки был рассчитан на 23 пассажира. На базе этой модели было создано 8 модификаций специальных автобусов: хлебный и грузовой фургон, штабной и санитарный автобус и т. д. Модель выпускалась до 1961 года
- Модель 652 – первый малый автобус вагонной компоновки с кузовом на 42 пассажира. Выпускался в период 1958–1968 гг. В 1964 году был модернизирован. На его базе в 1962–1963 гг. небольшими партиями выпускали туристический вариант – модель 652Т
- Модель 672 – по внешнему виду практически копия предыдущей версии. Вместимость – 45 пассажиров. Главное отличие – более мощный двигатель (115 л. с. против 80). Ее выпуск продержался на конвейере до 1989 года. На его базе было создано 24 модификации автобусов специального исполнения: для горных и северных условий, полноприводный, рефрижератор и прочее. Всего было изготовлено без малого 290 тыс. машин
- Модель 3205 – к производству этой серии автобусов приступили в 1989 году. Внешне автобус изменился сильно, но общая концепция компоновки сохранилась, благодаря чему машина осталась узнаваемой. Более того, практически полностью повторены модификации предыдущей модели, добавился школьный автобус. Кроме того, впервые на автобусах ПАЗ наряду с бензиновым мотором появился дизельный двигатель
Малый автобус «ПАЗ-3205» в разных модификациях и сегодня составляет основу производственной программы завода. Ежегодный выпуск этой модели составляет около 10 тыс. машин, на ее долю приходится свыше 80 % парка автобусов малой вместимости в России. У автозавода ПАЗ имеется своего рода филиал – Курганский автозавод. Еще в 1958 году ему начали передавать для сборки модели машин, разработанные на заводе. Первым автобусом стал «КАвЗ-651» («ПАЗ-651»), а сегодня здесь собирают «КАвЗ-4235» («ПАЗ-4230 «Аврора»), коих уже выпущено более 9000. Серия машин 3205 открыла дорогу новым, более современным многоместным машинам. В нашем каталоге вы найдете большой выбор запчастей на ПАЗ-3205.
ПАЗ – автобусы сегодняшнего дня
Успехи в строительстве малых автобусов стали стимулом для создания габаритного транспорта. В 1999 году были созданы машины большой и средней вместимости модели 5271 и 5272 версии, но в серию они не пошли. В числе самых заметных моделей нового поколения следующие:
- средний автобус «ПАЗ-4234» с дизельным двигателем – удлиненная версия модели «ПАЗ-3205» на 54 пассажира
- низкопольный малый автобус «ПАЗ-3237»
- серии автобусов «ПАЗ-3203» и «ПАЗ-3204» с новым дизайном и более комфортабельным кузовом на 53 пассажира
Последние из названных моделей призваны заменить легендарную серию 3205, после чего будет открыта новая страница в истории завода. Предприятие успешно развивается и, несомненно, порадует нас в будущем новыми интересными и удобными машинами
Каталог запчастей на автобусы ПАЗ.