В 2020 году одна из компаний Нижнего Новгорода представила широкой публике полностью модернизированный дом на колесах на базе полноприводного ПАЗ-3206. Тюнинг б/у автобуса тогда обошелся заказчику в 1,2 миллиона рублей. С тех пор компания получает все новые заказы из разных точек страны, к настоящему времени полностью отточив свой навык создания уникальных автодомов на базе ПАЗ.
ПАЗы – кемперы включают все городские удобства и рассчитаны на возможность круглогодичного проживания или автопутешествий. Они утеплены, есть душевая кабина, полноценная кухня, спальня, туалет и даже стиральная машина. Правда, производство не предполагает массовость – каждый проект индивидуален и зависит от пожеланий заказчика. Кто-то путешествует семьей, а кто-то в одиночку и потребности у всех разные.
Особенности переоборудования
Работы по переоборудованию занимают, в среднем, 4-5 месяцев. Срок зависит от сложности проекта. Специалисты компании рассказали, что, в основном, большинство людей хотят одного и того же, разница только в желаемой площади помещений и/или количестве, например, спальных мест, а потому обычно выполняется следующий перечень работ:
- Новая внутренняя обшивка, звуко- и теплоизоляция;
- Установка отопителей;
- Монтаж 80-литровых баков с водой – питьевой и для бытового использования;
- Создание кухни с холодильником, ящиками, мойкой, газовой плитой;
- Отдельная обеденная зона;
- Установка спального места;
- Формирование ниш с дверцами для хранения вещей;
- Санузел с душевой, раковиной, унитазом, стиральной машиной;
- Дополнительное остекление с тонировкой;
- Светодиодное освещение;
- Монтаж 5 пассажирских сидений;
- Пол – линолеум, ступени, шкафы, зеркала.
Цена
Стоимость зависит не только от особенностей внутренней переделки, но и от самого автобуса. Компания делает автодома на базе новых автобусов и на базе машины заказчика. Если используется новый автобус, то в цену вкладывается, в первую очередь, цена модели:
- 320406-04 (механика FastGear) — 3 282 000 рублей;
- 320436-04 (автомат Allison) — 4 050 000 рублей;
- 320405-04 (механика ГАЗ) — 3 503 000 рублей; (автомат Allison) — плюс 576 000 рублей.
Все они на двигателях ЯМЗ 53423, 7.5 – метровые.
К этой цене добавляется стоимость самого переоборудования, которая начинается от 1,3 миллионов рублей. Таким образом, общая сумма заказа – от 5, 6 миллионов. Среди обязательных работ по превращению ПАЗа в кемпер называют замену пневмодвери на распашную, теплоизоляцию, установку кондиционера и люка.
Если же заказчик предоставляет под переделку свой б/у автобус, то обязательной задачей перед его модернизацией станет капремонт кузова, стоимость которого начинается от 350 тысяч рублей. Поэтому минимальная стоимость переделки б/у автобуса – от 1,65 миллионов (350 тысяч кузов+1,3 внутреннее благоустройство).
Авторы проектов отмечают, что это один из самых комфортабельных, надежных и недорогих в обслуживании видов кемперов, ведь даже при случайной поломке в пути, ремонт не будет сложным и затратным – запчасти ПАЗ доступны в сервисах по всей России и стоят недорого. Путешествия на переделанном автодоме ПАЗ вполне легальны, ведь после переоборудования кемпер сертифицируется, а покупателю выдается ПТС.