После экономической катастрофы 90-х годов автомобильная промышленность России не досчиталась значительной части предприятий, а оставшиеся резко сократили объемы производства. Сохранившиеся автобусные заводы страны (ЛиАЗ, ПАЗ и КАВЗ) постепенно объединились в ООО «Русские Автобусы» и вошли в холдинг «Группа ГАЗ». Тяжелое состояние отрасли привело к еще большему техническому регрессу, из-за чего производители были вынуждены использовать импортные комплектующие к автобусам. Большая часть трудностей выпала на долю завода ЛиАЗ, который едва не прекратил свое существование.
Производство автобусов в России до и после 2014 года
Основным производителем двигателей для тяжелых машин и техники в СССР и России был и остался Ярославский моторный завод (ЯМЗ). Эти моторы устанавливали и на большинство моделей автобусов большой и средней вместимости советского производства, включая машины ЛиАЗ. Для преодоления тяжелого кризиса в автостроении в холдинг «Группа ГАЗ» были привлечены зарубежные специалисты. В результате значительная часть высшего менеджмента была представлена иностранцами, которые сделали ставку на импортную комплектацию.
Это решение дало свои результаты и подняло производство машин. Однако события 2014 года показали ущербность безоговорочной ориентации на Запад. На Россию были наложены экономические санкции, упали цены на нефть и курс рубля. Итогом этих событий стало снижение темпов производства практически во всех отраслях экономики, и одной из наиболее пострадавших оказалась автомобильная промышленность. Тяжелее всех пришлось производителям автобусов ЛиАЗ, где доля импортных комплектующих была самой высокой.
Производство автобусов и импортозамещение
Из-за падения курса рубля импортные комплектующие подорожали примерно вдвое. На автобусы ЛиАЗ устанавливаются силовая установка из моторов Caterpillar, Cummins и трансмиссии Voith DIVA, что привело к катастрофическому удорожанию продукции завода. После объявления общероссийской программы импортозамещения в ЛиАЗе вспомнили, что еще недавно его автобусы оснащались только ярославскими моторами.
К счастью, завод ЯМЗ за прошедшие годы смог наладить производство двигателей, соответствующих требованиям стандартов «Евро-3» («ЯМЗ 650» в 2009 году) и «Евро-4» («ЯМЗ 530» в 2012 году). Проблема состоит в том, что мощности предприятия ограничены, и в настоящее время основными заказчиками его продукции являются Минобороны РФ и МАЗ. В любом случае переориентация завода ЛиАЗ на двигатели отечественного производства потребует времени и средств.
В настоящее время на сочлененные городские автобусы массой до 28 тонн ЛиАЗ-6512, -6213, а также пригородные автобусы массой до 16 тонн ЛиАЗ-5256 устанавливается мотор ЯМЗ-536-40. Этот мотор экологического уровня Евро-4 с электронным блоком управления.